Итоговое сочинение (изложение) для 11 класса

Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к ГИА проводится для обучающихся XI (XII) классов в первую среду декабря последнего года обучения по темам (текстам), сформированным по часовым поясам Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (далее — Рособрнадзор).

Категории лиц, имеющие право писать сочинение:

  • лица, освоившие образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы и имеющие документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования (или образовательные программы среднего  общего образования — для лиц, получивших документ об образовании, подтверждающий получение среднего  общего образования, до 1 сентября 2013 года),
  • граждане, имеющие среднее общее образование, полученное в иностранных образовательных организациях (далее — выпускники прошлых лет), обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования,
  • обучающиеся, получающие среднее общее образование в иностранных образовательных организациях.

Категории лиц, имеющие право писать изложение:

  • обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
  • обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

 

Места подачи заявлений на итоговое сочинение (изложение) :

  • выпускники текущего года подают заявление в организации, осуществляющие образовательную деятельность, в которых осваивают образовательные программы среднего общего образования (в свои школы).
  • выпускники прошлых лет, лица,  обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, а также обучающиеся, получающие среднее общее образование в иностранных образовательных организациях: в Управление народного образования Администрации г. Дубны.

Адрес: 141980, Московская область, г.Дубна, ул.Мира, д.1, каб.27. Контактные телефоны: 8 49621 4 02 50,8 496216-67-67*5551.

Ответственный за регистрацию: Н.М. Минаева, начальник отдела общего образования

Места написания итогового сочинения (изложения): пункты проведения экзаменов.

Время написания – 3 часа 55 минут.

Для  лиц с ограниченными возможностями здоровья продолжительность итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа. Участнику разрешается пользоваться орфографическим словарём

Результатом итогового сочинения (изложения) является «зачет» или «незачет».

К сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».

Повторно допускаются к написанию итогового сочинения (изложения) в дополнительные сроки в текущем учебном году (6 февраля и 8 мая):

  • обучающиеся, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»);
  • участники итогового сочинения (изложения), не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально);
  • участники итогового сочинения (изложения), не завершившие написание итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально).

Рекомендуемый объём сочинения – 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов, то такая работа считается невыполненной. Максимальное число слов в сочинении не устанавливается.

Сочинение оценивается по пяти критериям:

  • соответствие теме;
  • аргументация, привлечение литературного материала;
  • композиция;
  • качество речи;
  • грамотность.

Проверка сочинения (изложения) осуществляется экспертной комиссией, созданной на муниципальном уровне.

Сочинение может учитываться при поступлении абитуриентов, в этом случае вузы сами оценят сочинение. Максимум за него можно будет получить 10 баллов, которые затем суммируют с баллами ЕГЭ абитуриента.


Министр просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильева озвучила пять открытых направлений для тем итогового сочинения 2019/2020 учебного года.
Открытые направления утверждены Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Натальи Дмитриевны Солженицыной.

1. «Война и мир» – к 150-летию великой книги
2. Надежда и отчаяние
3. Добро и зло
4. Гордость и смирение
5. Он и она

Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).

 

 На официальном сайте ФГБНУ «ФИПИ» в раздел «Итоговое сочинение» опубликованы методические материалы по итоговому сочинению (изложению).

На официальном сайте Рособрнадзоре, официальном информационном портале ЕГЭ, официальном  Youtube канале Рособрнадзора, официальном сайте ФГБНУ «Фипи», сайте Министерства образования Московской области размещены учебные мультимедийные материалы (видеоролики) для участников итогового сочинения (изложения)


  • Критерии оценивания итогового сочинения (изложения) в 2019/2020 учебном году-doc
  • Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2019/2020 учебном году — pdf
  • Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования, в 2019/2020 учебном году-pdf
  • Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения) в 2019/2020 учебном году-pdf
  • Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения), в 2019/2020 учебном году-pdf
  • Информационным письмом от РЦОИ АСОУ о составе индивидуального комплекта и правилах заполнения бланков записи участников итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.году-pdf
  • Приказ МОМО №2799 от 06.11.2019 » О проведении итогового сочинения (изложения) на территории Московской области в декабре 2019 года»-pdf

Письмо Рособрнадзора от 23.10.2018  № 10-875 — pdf

 


 

5 открытых направлений тем итогового сочинения на 2018/19 учебный год:

1. Отцы и дети
Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей». Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.

2. Мечта и реальность
Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью. В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.

3. Месть и великодушие
В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии. Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.

4. Искусство и ремесло
Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство. Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

5. Доброта и жестокость
Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе. Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.