О КУРСАХ ОРКСЭ И ОДНКНР

Нормативно-правовые и инструктивно-методические документы, регламентирующие изучение  предметных областей «ОРКСЭ» И «ОДНКНР»

  • Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
  • Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
  • Письмо Минобрнауки России от 08.07.2011 г. № МД-942/03 «О направлении методических материалов ОРКСЭ».
  • Распоряжение Департамента образования города Москвы от 07.11.2011 г. № 919р «О взаимодействии Департамента образования города Москвы и Московской епархии Русской Православной Церкви».
  • Распоряжение Правительства РФ № 84-р от 28.01.2012 г. «План мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для образовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики».
  • Письмо Минобрнауки России от 22.08.2012 г. № 08-250 «О введении учебного курса ОРКСЭ».
  • Приказ Минобрнауки РФ России от 18.12.2012 г № 1060 «О внесении изменений в ФГОС НОО № 373 в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373».
  • Распоряжение Правительства РФ от 28.02.2012 №84-р «План мероприятий по введению учебного курса ОРКСЭ»
  • Статья 87 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Письмо Минобрнауки России от 31.03.2015 г. № 08-461 «О направлении регламента выбора модуля курса ОРКСЭ».
  • Письмо Минобрнауки России от 07.05.2015 г. № НТ-530/08 «О примерных основных Образовательных программах» (http://fgosreestr.ru; Примерная основная образовательная программа начального общего образования; предметная область «Основы религиозных культур и светской этики»: п. 1.2.6. /планируемые результаты/, п. 2.2.2.6. /основное содержание/, п. 3.1. /примерный учебный план/).
  • Письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 г. № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
  • Рекомендации по реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
  • Письмо Департамента образования города Москвы от 09.06.2016 г. № 01-50/02-1879/16 о рекомендациях по реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» на уровне основного общего образования.
  • Письмо Минобрнауки России от 01.09.2016 г. № 08-1803 о рекомендациях по реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для основного общего образования.
  • Письмо Минобрнауки России от 19.01.2018. № 08-96 «Методические рекомендации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по совершенствованию процесса реализации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
  • Письмо Минобрнауки от 19.01.2018  № 08-96 «О методических рекомендациях-pdf
  • Требования к результатам ОДНКНР-pdf

О курсе «Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)»

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, история мировых религий и основы светской этики. Каждый из модулей включает четыре тематических раздела.

Два первых раздела школьники изучают в последней четверти 4 класса:

  • Россия — наша Родина.

  • Основы религиозных культур и светской этики.

Третий и четвёртый разделы отнесены к первой четверти 5 класса:

  • Основы религиозных культур и светской этики.

  • Духовные традиции многонационального народа России.

Такая конструкция даёт возможность родителям выбрать, а школьникам изучать один модуль и одновременно скрепляет разные модули общими разделами, обеспечивая педагогическое единство курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Первый раздел «Россия — наша Родина» занимает всего 1 урок. Но это важный урок, который задаёт тон всем остальным. Особенность его в том, что на нём присутствует весь класс, ведёт его классный руководитель или один из наиболее подготовленных учителей школы. Учащиеся ещё не разделяются на группы согласно избранному модулю. Они начинают изучать новый курс все вместе. Они — один класс, и у них один курс, одна школа, одна страна — Россия. Школьники узнают о единстве многонационального российского народа и о многообразии его культурных, духовных, религиозных традиций. О том, что такое мир культуры, традиция, ценности, какое значение они имеют в жизни человека, семьи, общества. Уже на первом уроке дети должны ощутить, и эта мысль будет определять всё последующее изучение курса, что при явном различии наших взглядов на мир (каждый из школьников уже выбрал определённый модуль), при том, что все люди разные, мы — народ России — едины, у нас общий язык, культура, история, территория, государство, и главное — единые нравственные основы, делающие нас людьми по отношению друг к другу.

Изучение второго раздела «Основы религиозных культур и светской этики» будет продолжаться до конца учебного года. На второй и последующие уроки учащиеся приходят каждый в свою группу для изучения избранного модуля.

Второй урок — вводный для каждого модуля. Его тема — «Культура и религия», «Культура и мораль» (для модуля «Основы светской этики»). Культура — важное понятие, которое содержательно объединяет все модули. Каждая духовная или мировоззренческая традиция раскрывается в содержании курса как традиция, лежащая в основе отечественной культуры.

На последующих уроках второго раздела учащиеся должны получить целостное представление о том, что есть культура православия, культура ислама, культура буддизма, культура иудаизма, других мировых религий, что такое светская этика. Школьники познакомятся с жизнью и деятельностью основателей мировых религий — Христа, Мухаммада, Будды, патриархов еврейского народа. Перед ними будут раскрыты основные нравственные понятия, составляющие основу того или иного мировоззрения: человек и мир, добро и зло, любовь, милосердие и др. Будет показан образ жизни людей, их нравственные, семейные и общественные обязанности. В единственном модуле, где не будет вестись речь о разных религиозных традициях, — «Основы светской этики» — учащиеся познакомятся с системой гуманистических ценностей, с историей возникновения морали, её значением для жизни человека.

Второй раздел, а вместе с ним и 4 класс завершается подведением итогов по пройденному материалу и несложными творческими работами.

Первая четверть 5 класса начинается с изучения третьего раздела «Основы религиозных культур и светской этики». Если задачей предыдущего раздела было знакомство учащихся с общими основами религий и этики, то в этом разделе содержание образования по каждому модулю будет в большей мере выстраиваться с учётом культурно-исторических особенностей нашей страны и конкретного региона, где проживает семья обучающегося. Школьники начнут изучать темы: «Как христианство пришло на Русь», «История ислама в России», «Иудаизм в России», «История религий в России», «Буддизм в России», «Нравственный поступок» и др.

Тема Родины, национальной культуры, традиций, любви к родной земле определяет направленность большинства тем третьего раздела как в историческом, так и в современном контексте.

Второй и третий разделы изучаются учащимися одного класса раздельно, согласно избранным модулям. В то же время в педагогическом плане модули не отделены друг от друга непроницаемой стеной — их содержание объединено ключевыми понятиями, базовыми ценностями: Отечество (Россия, малая родина), семья, человек, общество, традиция, нравственные ценности, жизнь и её идеалы. Эти традиционные ценности лежат в основе учебно-воспитательного процесса и объединяют школьников, изучающих разные модули, в единый по духу классный коллектив, а содержание разных модулей — в один учебный курс.

Наличие общих базовых ценностей в первом, втором и третьем разделах позволяет плавно перейти к изучению заключительного, четвёртого раздела «Духовные традиции многонационального народа России». Здесь происходит подготовка и презентация индивидуальных и коллективных творческих проектов учащихся, образовательный процесс выходит за рамки уроков и завершается большим школьно-семейным праздником, посвящённым Дню народного единства, о чём было сказано выше.

Особо следует подчеркнуть, что в четвёртом разделе учебно-воспитательный процесс переходит в активную, творчески-продуктивную фазу. В процессе подготовки и презентации проектов учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его ещё раз, уже в активной, деятельностной, творческой форме. Обучающиеся получают, таким образом, возможность ознакомиться с основным содержанием всех модулей, узнать о других духовных традициях, сравнить, проанализировать содержание сходных тем по всем модулям. Такая аналитическая, творческая учебная работа помогает каждому школьнику составить целостное представление о многообразии и единстве духовных традиций многонационального народа Российской Федерации.

  •  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «ДУХОВНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ ПОДМОСКОВЬЯ», изучаемого на базовом уровне  в 8 классе  34 часа (1 час в неделю)doc
  • Hабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» предусматривает 34 часа в год (1 час в неделю). Рабочая программа ориентирована на использование следующего УМК:А.В. Кураев «Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы православной культуры»: учебник для общеобразовательных учреждений. 4 класс – М. Просвещение, 2018г.-doc

    Курсы учителей по программе «Преподавание предмета «Основы религиозных культур и светской этики  и предметной области Основы духовно-нравственной культуры народов России» 72 ч

  • Новик С.А.-pdf
  • Ривман Е.А.-pdf
  • Маркеловой Н.В.-pdf
  • Абросимовой О.Г.-pdf
  • Кушнеревой И.И.-pdf
  • Афанасьева Т.И.-pdf
  • Иванова М.В.-pdf